Свято- Троицкий храм село Понино - еще история
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Глазовская

Свято- Троицкий храм село Понино

Благочинного Глазовского округа

еще история

               Судьба священника Троицкой церкви села Понино о. Стефана Крекнина.      
Протоиерей Стефан Константинович Крекнин, служивший в селе Понино в конце XIX – начале XX века, является одним из самых заметных и талантливейших представителей глазовского духовенства. Этот незаурядный человек, помимо исполнения своих прямых священнических обязанностей, сумел проявить себя как агроном-новатор и пчеловод-любитель, а также как православный миссионер и просветитель нашего края. В последнее время в архивах Ижевска и Кирова удалось обнаружить несколько доселе неизвестных документов, дополняющих и уточняющих многие эпизоды биографии понинского священника. Стефан родился 20 декабря 1853 года по старому стилю в селе Спасо-Талица Орловского уезда Вятской губернии. Его родителями были дьячок Константин Крекнин и его супруга Евдокия. Известно, что «семья дьячка жила в бедности», «в зимнее время по вечерам их жилище освещалось лучиной». Тем не менее, родители Стефана смогли дать своим детям хорошее образование. В 1877 году Стефан Константинович, по окончании полного курса учения в Вятской Духовной семинарии, был определен на должность псаломщика в Спасской церкви в Кукарской слободе. В апреле 1878 года «по собственному прошению» молодой псаломщик переводится на ту же должность в Преображенский собор города Глазова. В городе Стефан прожил два года. Именно в это время, в июне-октябре 1879 года, в Глазове отбывал ссылку молодой студент Владимир Галактионович Короленко. Псаломщик Крекнин был ровесником будущему известному писателю и общественному деятелю, и они вполне могли встретиться в Глазовской церкви и на городских улицах, и хотя бы немного знать друг друга. Тогда же, в сентябре 1879 года, молодой псаломщик в селе Чутырь обвенчался с дочерью местного священника Надеждой Раевской. От этого брака у супругов Крекниных родилось восемь детей, из которых двое рано умрут от скарлатины. С матушкой Надеждой Стефан Константинович прожил всю свою оставшуюся жизнь. В 1880 году псаломщик Крекнин был «рукоположен в сан иерея, в село Игру Глазовского уезда <...> и откомандирован для служения в село Сардык» (на западе современной Удмуртской республики). В 1882 году священника, согласно прошению, переводят на должность настоятеля Преображенской церкви в селе Спасо-Подчуршинское вблизи от города Слободского. А еще через два года отец Стефан получил назначение в село Понино, расположенном в 15 верстах от Глазова. В этом селе пройдут 35 лет, самых плодотворных в его жизни. Понинская Троицкая церковь, где служил отец Стефан, была построена в 1816 году. Ее каменное здание с колокольнею было «крепко, но малопоместительно». Несмотря на малые размеры храма, ее причт состоял из четырех священников, двух диаконов и трех псаломщиков. Сам Стефан Константинович окормлял свыше 3 тысяч верующих, из которых практически все были удмуртами из окрестных селений. Согласно документам, Понинской священник прекрасно понимал «вотскую разговорную речь» и сам мог свободно говорить по-вотски. Помимо служения в Троицком храме, отец Стефан в течение 15 лет исполнял обязанности инородческого миссионера по северному округу Глазовского уезда, крестив большое количество язычников-вотяков. На этом посту он приложил немало усилий для издания «наиболее употребительных чтений из Евангелия», переведенных на вотский язык, «понятном для вотяков глазовского района». В 1899 году понинский священник составил и издал небольшую брошюру «Вотяки Глазовского уезда», в которой описал дохристианские верования и историю распространения христианства среди местных удмуртов. Отец Стефан неоднократно удостаивался различных наград и благодарностей, а в 1916 году, по определению святейшего Синода, он был возведен в почетный сан протоиерея. Но всем этим не исчерпывалась деятельность неутомимого понинского батюшки. Отец Стефан также оказался новатором в области сельского хозяйства и активным пропагандистом передовых методов обработки земли. Именно священник первым привез в село Понино, плуг (когда все местные крестьяне пахали сохой), семирядную одноконную сеялку, жатку-сноповязку и молотилку с ручным приводом. Кроме того, отец Стефан являлся увлеченным любителем-пчеловодом, и даже писал статьи по пчеловодству для журнала. Широкую известность получили его четыре улья со стеклянными стенками, которые священник 25 лет держал прямо в комнате своего дома. Летки этих комнатных ульев через отверстия в стенах выходили прямо в сад. За достижения в области сельского хозяйства и пчеловодства глазовское земство наградило отца Стефана большой настольной медалью. При этом следует отметить, что здоровье у понинского священника было весьма и весьма слабым. По словам самого Стефана Константиновича, в 1881 году он «получил жестокий ревматизм, полгода лежал почти без движения и был близок к смерти». Хотя впоследствии отец Стефан и поправился здоровьем, но его организм остался навсегда ослабленным и в течение последующих лет приступы болезни два раза приводили к угрозе смерти. По горло занятый различными обязанностями и увлечениями, понинский священник совсем не интересовался политикой. Но в 1910-е годы отец Стефан против воли, под давлением местного начальства, был записан в местный монархический «Союз Дома Романовых». Однако никакого участия в деятельности Союза батюшка не желал принимать. Присылаемые ему бумаги общества священник, не читая, складывал в свой архив. Спустя всего несколько лет это номинальное членство сыграет в судьбе батюшки роковую роль. После революции 1917 года все духовенство села Понина признало Советскую власть. Но в ходе гражданской войны село было занято белогвардейцами. После того, как в село вошли красные войска, отец Стефан в конце июня 1919 года был арестован. Поводом для ареста послужили найденные при обыске в архиве священника бумаги Союза дома Романовых и белогвардейские газеты, прибранные для хозяйственных нужд. Отец Стефан был перевезен в Вятку и заключен в т.н. Исправительном Рабочем Доме под личным номером 4790. Только спустя месяц, 4 августа, Вятская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией предъявила священнику обвинение в том, что он состоял членом монархического Союза Русского Народа. Понинские крестьяне не оставили своего батюшку в беде. В августе в Чрезвычайную Комиссию были присланы приговоры прихожан с просьбою об освобождении священника из заключения. 30 августа Стефан Константинович подал прошение в Вятскую ЧК, в котором опроверг все обвинения в свой адрес. В своем священник также писал: «Теперь я уже весьма стар, мне 65 лет. Как у старца и больного, у меня теперь весьма ослабели зрение и слух и почти совсем потерялась память. Теперь особенно я не могу принимать никакого участия в политической, общественной деятельности. <...> На основании всего вышеизложенного я прошу Чрезвычайную Комиссию применить ко мне амнистию и освободить меня из заключения и отпустить домой...» В сентябре 1919 года в семье отца Стефана произошла трагедия. Его старшая дочь Мария, жена отца Василия Зубарева – священника в селе Тугбулатово, отправилась в Вятку на свидание к отцу в тюрьме. В вагоне поезда Мария заразилась сыпным тифом и очень скоро умерла. Ей было всего 38 лет… Только 1 ноября «Дело Союза дела Романовых» было рассмотрено Вятской губернской Чрезкомиссией. Было принято решение: «принимая во внимание ихнюю чистосердечную раскаянность, держание под арестом около пяти месяцев в Рабочем Доме и снисходительность Рабоче-Крестьянской Власти к прежним деянием граждан <...> дело прекратить, взяв их на учет и выпустить ко дню Годовщины Октябрьской революции, предоставив возможность отпраздновать вместе с пролетарием Всего Мира этот праздник...» 7 ноября отец Стефан был освобожден. При этом с него была взята подписка «о не агитации против Советской Власти». Но долгое заключение окончательно и бесповоротно подорвало и без того слабое здоровье Стефана Константиновича. Спустя недолгое время после возвращения домой батюшка скончался, скорее всего, в результате очередного приступа ревматизма. Отец Стефан с почетом был похоронен в ограде Глазовского Преображенского собора, где когда-то прослужил несколько лет. Это маленькое кладбище у стен городского храма было уничтожено вместе со зданием собора в начале 1960-х годов. 


Назад к списку

 
Конструктор сайтов православных приходов